главная > рецензии > европа

меню

анонс


голосование

рекомендуйте нас:

главнаястихифорумрисункирецензиифото новости

европа

европа
автор: Серж Сакенов

У Европы великое прошлое, 
Настоящее – гнусный позор, 
А грядущее очень тревожное 
И возможно последний сезон. 
Человек тишину отвергающий, 
Погружённый в бессмысленный бег, 
Добровольно бесплодьем страдающий – 
Не совсем уже и человек. 
Эти люди смеются над Верностью, 
Им не нужен ни Бог, ни монарх 
И гниют, разлагаясь бездетностью, 
В знавших славу "Чужих городах" 
Не улитки, прогулки по лезвию 
Выливаются в жуткий расклад: 
Где сражалась Мария-Терезия, 
Нынче там процветает разврат. 
И сменили титанов неистовых – 
Венценосных правителей стран 
На скотов и паяцев немыслимых, 
Превратив свою жизнь в балаган. 
В этом цирке нет места для подвига 
И билетов для чести там нет, 
Но зато есть шаги с подоконников, 
И есть "девушки" в сорок-пять лет 
Перевёртыш в бесчестие рыцарства 
Древний Запад склонил перед злом, 
Ведь без Бога пред бесом не выстоять – 
Непреложный и вечный закон! 
И Европа, погрязшая в ересях, 
Атеизма, воздвигнув тельца, 
Задыхается в собственном сервисе 
И теряет остатки лица. 
Новых душ жаждет мерзость оккультная, 
Люди спят зачарованным сном, 
Ниспадает Европа распутная 
На колени пред ласковым злом… 
Может быть ещё всё переменится 
И Европа пойдёт к красоте, 
Только что-то мне в это не верится. 
Даже Габсбурги нынче не те… 

Пафос стихотворения при достаточно посредственной авторской технике исполнения сопровождается напором передачи и напряжённой эмоциональностью. В совокупности с безапелляционностью и бездоказательностью отдельных утверждений получается этакий политический заряд, начинённый некими лозунгами.

Подробнее остановимся на деталях и особенностях изложения.
Логическая структура стихотворения фактически сводится к перечислительной части. Дескать, раньше и солнце светило раньше, и щи были кислее, и пр. и пр. Нет сильного начала. Первые четыре строки совсем неубедительны.
    У Европы великое прошлое,
    Настоящее – гнусный позор,
    А грядущее очень тревожное
    И возможно последний сезон.
Получается, что "тревожное грядущее" противопоставляется "настоящему", а не является логическим продолжением оного. (Что ещё можно ожидать от союза "а" в таком контексте? ). "И возможно последний сезон" - читать скорей всего следует "У Европы последний сезон" - неграмотное построение фразы. Конец смазан. Прежде всего совсем детским и наивным: "Только что-то мне в это не верится." и сомнительной строкой про Габсбургов, место которой скорее где-то в середине.

Ритмика сторогая. Рифмы в основном неинтересные, зачастую даже скудные: "отвергающий-страдающий", "верностью-бездетностью", "неистовых-немыслимых" и т.д.

Далее по тексту:
    "Добровольно бесплодьем страдающий –
    Не совсем уже и человек.
    Эти люди смеются над Верностью,
    Им не нужен ни Бог, ни монарх
    И гниют, разлагаясь бездетностью, "
"Бездетность" Европы ставится причиной гниению. Стоит вспомнить страны третьего мира с неконтролируемой огромной рождаемостью и возразить автору.

    "прогулки по лезвию
    Выливаются в жуткий расклад:
    Где сражалась Мария-Терезия,
    Нынче там процветает разврат. "
Прежде всего слово "расклад". Смысловые ассоциации этого карточного термина несколько другие, ужасный эпитет "жуткий", плюс ещё завязка на глагол "выливаются": всё это делает "расклад" по данному контексту абсолютно неуместным. Может всё же "итог"?

    "И сменили титанов неистовых –
    Венценосных правителей стран
    На скотов и паяцев немыслимых,
    Превратив свою жизнь в балаган."
"Венценосные правители" - очень даже неплохо. Этакие античные положительные образы правителей ранней демократии.

    "В этом цирке нет места для подвига
    И билетов для чести там нет,
    Но зато есть шаги с подоконников,
    И есть "девушки" в сорок-пять лет "
"Честь" относит читателя безусловно во времена мушкетёров Дюма. Но что такое "билет для чести"? Какое отношение имеет бумажный предмет купли-продажи на определённую услугу и "честь" (как мне казалось, абсолютное понятие)? Про "девушек" в сорок пять лет не понятно. Если имеется в виду нравственность, то почему она ставится в один ряд с негативом?

    "Ведь без Бога пред бесом не выстоять " - дважды в одной строке автор жульничает во благо размеру. Всегда скверное и всегда неоправданное "ведь" - плюс слог, и спотыкательное "пред бесом" - минус слог.

    "И Европа, погрязшая в ересях,
    Атеизма, воздвигнув тельца,
    Задыхается в собственном сервисе
    И теряет остатки лица.
    Новых душ жаждет мерзость оккультная,
    Люди спят зачарованным сном,
    Ниспадает Европа распутная "
"Ересях" - неграмотно. "Ереси-сервисе" было бы даже более точной рифмой. На самом деле именно эти восемь срок являются удачными. Опустим "ересях". Чувствуется некая лёгкость, свойственная поэтическим формам, в этом отрывке.

Пожалуй, на этом и хочется закончить прочтение этой работы. Всё написанное выше - субъективная точка зрения, но надеюсь, что автор примет во внимание некоторые замечания для будущих творений.



Rambler's Top100
Создано на основе технологий АРПТЕК
Участник рейтинга Физтех в лицах